Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
Усть-Илимский техникум отраслевых технологий
Год основания1978 годЯзыки образованияРусский

Страница педагога-психолога для родителей

Уважаемые родители!

Я педагог-психолог Усть-Илимского техникума отраслевых технологий Ильина Лариса Викторовна.
Я знаю, что Вы очень занятые люди и у Вас не всегда есть время на встречу со мной. Поэтому я предлагаю Вам воспользоваться этой страничкой и получать консультацию, через информацию, подготовленную для Вас. 
Если Вы хотите задать вопрос – это можно сделать по телефону 6-38-05

 

Режим работы:

Понедельник - пятница с 9-00 до 17-00: перерыв с 12-00 до 13-00

 

Понедельник Психолого-педагогические мероприятия по плану ОО 14-30 - 15-30
Вторник Плановые индивидуальные занятия с опекаемыми. 14-30 - 15-10
Среда Занятия в сенсорной комнате по расписанию 14-30 - 15-30
Четверг Плановые групповые занятия  с опекаемыми 14-30 - 15-10
Пятница Плановые индивидуальные /групповые занятия с обучающимися группы риска 14-30 - 15-10
Суббота Индивидуальные консультации для родителей и опекунов; родительский лекторий. 9-00 – 13-00
Понедельник-пятница Время работы по запросу абитуриентов, обучающихся, родителей или лиц их замещающих определяется  телефону +79834687165 9-00 - 17-00
(перерыв с 12-00 до 13-00)

 

К сведению абитуриентов, обучающихся, родителей и лиц их замещающих диагностическая работа проводится по стандартизованным методикам. Информацию о них можно получить в Интернете или на консультации.

 

Методики, опросники, тесты, применяемые в работе педагога-психолога:

  • Индивидуально-типологический опросник (ИТДО, автор Л.Н. Собчик) – определяет ведущую индивидуально-личностную тенденцию, уровень социально-психологической адаптированности. https://sobchik.ru/individualno-tipologicheskiy-detskiy-oprosnik-test-itdo/
  • Методика изучения мотивов учебной деятельности (Модификация А.А. Реана, В.А. Якунина определяет мотивы учебной деятельности, профессиональные мотивы, определяет уровень развития и динамику мотивации в процессе обучения студентов). http://www.studfiles.ru/preview/6050682/page:15/
  • Цветовой тест М. Люшера - исследует эмоциональную сферу, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. http://psytests.org/luscher/fullcolor-run.html

 

Руководство для родителей по подростковой депрессии

Секреты подростков

Подросток: кто он?

Путеводитель по подростковому стрессу

Безопасность в интернете

 

Ваш ребенок – первокурсник! Что надо знать родителям о периоде адаптации.

В процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап обучения в техникуме. Сложность его заключается в том, что при переходе от общего к среднему профессиональному образованию у обучающихся происходит смена социального окружения, приобретаются новые способы познавательной деятельности, формируются новые формы межличностных отношений.

 

Переход в новую сферу волнителен как для обучающихся, их родителей, так и для педагогов. На протяжении обучения в техникуме бывший школьник должен пройти несколько этапов своего профессионального развития: завершение общеобразовательной программы; специальная подготовка и учебная практика; подготовка к государственным экзаменам и получение профессии. И потому, чем успешнее пройдет адаптация первокурсников к обучению в техникуме, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация.

 

Современный словарь по психологии определяет понятие “адаптация – это приспособление строения и функций организма … к условиям окружающей среды”. Период адаптации обычно занимает от 3-4 недель до 2-3 месяцев.

 

Что происходит в период адаптации? Значительно повышается нагрузка на организм, подросток после школы попадает в новый для себя жизненный уклад. Ему приходится осваивать множество правил поведения образовательного учреждения, которые отличаются от принятых в школе. Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально-психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции. Выбор профессии влечёт за собой возникновение перед подростками новых проблем, связанных с обучением в данном заведении, общением с однокурсниками, педагогами. Он вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при поступлении в учебное заведение. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп. Необходимость этого выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностная ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой. …

 

Большую часть поступающих в техникум составляют шестнадцатилетние обучающиеся, у которых начинается период перехода от старшего подросткового возраста к ранней юности. Отметим некоторые психологические особенности ранней юности. Юношеский период – этап формирования собственного мировоззрения, принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Для юношества свойственны - максимализм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории действительности; стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности, пренебрежение к советам старших, проявление недоверия, критики, отсутствие подлинной самостоятельности, повышенная внушаемость. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы. Возникающая на рубеже подросткового и юношеского возраста потребность к самоопределению влияет на характер учебной деятельности, а иногда и определяет ее.

 

Адаптация первокурсников – это сложный процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения. Период адаптации даёт возможность осуществить проверку социально-психологической подготовки ребят к обучению, спрогнозировать возможность их дальнейшего продвижения и развития. Различная обстановка по-разному влияет на поведение и психологическое состояние первокурсников. Одно поведение, одни чувства в обществе друзей, другое – в незнакомом коллективе, третье – на виду у преподавателей. Новая обстановка, новые товарищи, незнакомые преподаватели, множество трудностей – все это может отрицательно воздействовать на психику первокурсника и сделать его на какой-то период пассивным, осторожным, или, наоборот, неуравновешенным, раздражительным. Кроме того, студенты-первокурсники не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии, все это тоже будет влиять на процесс адаптации.

 

Первый курс – самый сложный и трудный для обучающихся. Переход от школьной системы обучения к профессиональной является «скачком», связанным с повышением интенсивности учебной деятельности, требований к знаниям, навыкам и умениям. Поэтому значительная часть первокурсников испытывает трудности в учебной деятельности. Им необходимо помочь научиться слушать и записывать учебный материал, самостоятельно изучать рекомендованную литературу, готовиться к контрольным работам, зачетам, экзаменам.

 

Основными факторами, способствующими быстрой адаптации первокурсников, являются: общительность, умение учиться, поддержка родителей, группы, преподавателей, стремление получить избранную специальность. Существенную роль в преодолении трудностей адаптации первокурсников играет преподаватель, мастер производственного обучения, классный руководитель. От родителей требуется помощь и поддержка при освоении нового уклада жизни. Важно быть внимательным к подростку, проявлять интерес и быть готовыми сотрудничать с педагогами.

 

Особенности воспитания.

Характер ребенка, его отношение к окружающему миру формируются еще в утробе матери. Если его ждут, каждый день, каждый час, общаются с ним - окружающий мир при рождении полон радости и покоя.

«Ненужный» ребенок уже в утробе матери ощущает холод, угрозу, враждебность и рождается в страхе перед миром. Мать не дает тепла, ласки, защищенности. «Вирус холода» прочно внедряется в психику ребенка уже в утробе матери. Не найдя любви в семье, он будет искать ее на улице, усвоит закон стаи - слушаться сильного и никогда не идти против толпы. Большинство ребят попробовали наркотик именно, чтобы быть как все, за компанию. Кроме того, ощущение кайфа - наконец-то найденная иллюзия любви. Так формируется первичное стремление получить наслаждение искусственным путем..

Второй тип из группы риска - чрезмерно опекаемый ребенок. Это - кумир семьи, которому все позволено и основной мотив его жизни - получение удовольствия. Причем удовольствия не от общения, не от достижения цели, а от радостей простых, проверенных и наиболее доступных - телесных. В ребенке культивируется чувство исключительности, его освобождают от всех тягот жизни и ответственности за совершаемые поступки. Ребенок «из теплицы» вдруг оказывается в совершенно другом мире. Если раньше его постоянно пытались оградить от всех опасностей, культивировали осторожность и по каждому поводу навязывали свое мнение, то, немного отдалившись от семьи, он оказывается в полной растерянности - каждый стресс вызывает боль, каждый самостоятельный шаг дается с трудом. Первый же конфликт толкает таких детей к поиску выхода - боль нужно снять. Если от боли головной и зубной помогает анальгин, то от душевной - шприц с дозой. Мир становится гораздо лучше. «Жизнь налаживается...»

И так именно в семьях с нарушенным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Нарушенное воспитание наиболее часто проявляется гипер - или гипоопекой.

  1. Гиперопека. Воспитание включает чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
  2. «Кумир семьи» (высокая степень гиперопеки). В воспитании преобладает постоянное восхваление ребенка и восхищение им, культивирование в нем чувства исключительности, освобождение его от всех тягот, выполнение любой его прихоти, снятие ответственности за свои поступки.
  3. Гипоопека. Проявляется недостаточным внимание к ребенку со стороны родителей, игнорированием его интересов, отсутствием заботы о его развитии. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу.
  4. «Золушка». Воспитание включает лишение ребенка ласки и внимания со стороны старших. Постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий.
  5. «Ежовые рукавицы». Воспитание включает в себя систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.

Общими чертами для подростков с высоким риском обращения к алкоголю и наркотикам являются:

- сниженная переносимость трудностей повседневной жизни;

- стремление к новизне.

- -повышенная тревожность.

- склонность к риску и необдуманным поступкам.

- желание получать удовольствия любой ценой.

Присмотритесь к себе, к своим детям. Попытайтесь понять, не грозит ли вам эта беда.

 

Ох уж этот подростковый возраст.

В подростковый период происходят значительные физиологические и психологические изменения, связанные с взрослением. Ряд исследователей сравнивает подростковый возраст по скорости биологических изменений с периодом внутриутробного развития и с двумя первыми годами жизни.

 

Для подростка в это время характерно:

- частая смена настроения;

- депрессия;

- неусидчивость и плохая концентрация внимания;

- раздражительность;

- импульсивность;

- тревога;

- агрессия и проблемное поведение.

 

Выделяют два варианта протекания подросткового кризиса. Кризис независимости, который характеризуется упрямством, своеволием, отрицанием ценностей взрослых, игнорированием их требований. В крайних случаях формируется нарушенное, асоциальное поведение.

 

Второй вариант, кризис зависимости, противоположен первому и отличается чрезмерным послушанием, зависимостью от старших или более сильных, приостановкой развития на старых, детских формах поведения. В крайних случаях происходит задержка развития и формирование инфантильно - зависимой личности, "вечного ребенка".

 

Несчастная любовь и связанные с ней переживания приходятся как раз на этот сложный возраст. Возникают проблемы отношения со сверстниками и конечно с противоположным полом. Порой необходимость принимать решение о возможности близких отношений, в ответ на настойчивые требования партнера. Как тут быть? У кого попросить совет?

 

Дурные компании особенно опасны для подростка с подчиняемым характером (ведомым), когда им могут манипулировать другие, более сильные и искушенные.

 

Психоактивные вещества (алкоголь и наркотики) в этот бурный период кризиса могут быть использованы, как один из способов приспособления к окружающему миру, снимая повышенную тревожность и неудовлетворенность подростка, являясь, однако, по сути дезадаптивными средствами. Наиболее часто это возможно в крайних вариантах пубертатного криза, как при кризисе независимости, так и при кризисе зависимости.

 

В жизни обычно отмечается одновременное присутствие стремления к зависимости и независимости. Подросток одновременно добивается от взрослых равных прав, требует расширения рамок дозволенного, отстаивает свои взгляды и одновременно в этот период продолжает нуждаться в поддержке и защите взрослых, ожидая, часто неосознанно, что взрослые оградят его от слишком рискованных шагов. В сложных жизненных ситуациях подростки нуждаются в помощи и защите взрослых не меньше, чем дети трехлетнего возраста.

 

Подростковый возраст наиболее противоречивый и конфликтный. Порой родители оказываются в растерянности: наказания уже не действуют, а других способов разрешения конфликта "отцы и дети" не знают". Конфликт взрослых и детей, описанный еще Тургеневым в известном романе, связан с юношеским максимализмом и критическим отношением к собственным родителям, с выпячиванием и застреванием на их недостатках. С другой стороны многим родителям сложно понимать своего взрослеющего ребенка, они продолжаю разговаривать с ним «находясь на девятом этаже, будучи не в состоянии спуститься на первый», к своему опыту переживаний подросткового возраста. Как ни странно, но подростки более объективно оценивают своих родителей, чем те - своих детей. В тоже время потребность у подростков в интимном общении с родителями велика, но в силу неверия подростков в понимание родителей часто остается неудовлетворенной.

 

 

АЗБУКА ВОСПИТАНИЯ

Меморандум от Вашего ребенка.

  1. Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.
  2. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать свое место.
  3. Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму, если вы будете руководить мной.
  4. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
  5. Не давайте обещаний; может оказаться, что вам не удастся их выполнить. Это подорвет мое доверие к вам.
  6. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я нарочно говорю и делаю вещи, огорчающие вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».
  7. Не огорчайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я ненавижу вас». В действительности я этого не имею в виду; но я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
  8. Не заставляйте меня чувствовать себя меньше, чем я есть на самом деле. Я компенсирую это тем, что буду вести себя, как «пуп земли».
  9. Не делайте для меня то, что я могу сделать сам. Иначе я буду чувствовать себя грудным ребенком; я буду продолжать требовать, чтобы вы обслуживали меня.
  10. Не обращайте слишком много внимания на мои дурные привычки. Излишнее внимание только способствует их закреплению.
  11. Не делайте мне замечания в присутствии других людей. Я восприму эти замечания, если вы спокойно поговорите со мной наедине.
  12. Не пытайте обсуждать мое поведение в пылу конфликта. Почему-то в этот момент я плохо слышу и еще хуже отношусь к сотрудничеству. Я не имею ничего против того, чтобы обсудить мое поведение, но давайте сделаем это не сейчас, а позже.
  13. Не пытайтесь поучать меня. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  14. Не заставляйте меня считать, что мои ошибки – преступления. Я должен научиться делать ошибки, не считая при этом, что я никуда не гожусь.
  15. Не придирайтесь и не ворчите. В противном случае мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
  16. Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не знаю, почему я сделал то или иное.
  17. Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
  18. Не забудьте, что я люблю экспериментировать и экспериментирую. Таким образом я учусь; поэтому примиритесь, пожалуйста, с этим.
  19. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
  20. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.
  21. Не отделывайтесь от меня, когда я задаю прямые и честные вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал спрашивать у вас и ищу интересующую меня информацию в другом месте.
  22. Не отвечайте на глупые бессмысленные вопросы, я просто хочу, чтобы вы занимались мной.
  23. Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже вашего достоинства. Прямое и честное извинение вызывает у меня удивительно теплые чувства по отношению к вам.
  24. Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого.
  25. Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Важно то, как мы его проводим.
  26. Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Продемонстрируйте мне мужество.
  27. Не забывайте, что мне нужно понимание и поддержка; но нет необходимости говорить вам об этом, не так ли?
  28. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже буду вашим другом!


Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей